Политические взгляды

О моих политических взглядах

Отстаивание прав и свобод граждан, борьба за справедливость и соблюдение принципов правового государства являются смыслом моей общественной и политической деятельности с 1988 года.

О свободе и народовластии.

Я являлся и являюсь последовательным сторонником борьбы с авторитаризмом в любой его форме, хотя и принимаю необходимость проведения жестких мер на коротком этапе истории в целях восстановления и (или) сохранения демократии («власти народа»). Как историк и юрист, я могу с уверенностью говорить о том, что в России с её постоянным ожиданием чуда  и вере части народа в «доброго царя»,  всё, к сожалению, оборачивается идеализацией фигуры очередного авторитарного правителя (как сказал Ю.Витте, «посади осла на трон, и он сделается выдающейся личностью»).  Хотя я не умаляю роли отдельных самодержцев и не идеализирую демократию. Ещё Аристотель точно определил, что данная форма правления имеет тенденцию либо к охлократии («власти толпы» — демагогов) либо к олигократии («власти немногих» — «денежных мешков»). Просто в современном мире страна не может успешно развиваться без политической и экономической конкуренции, которую обеспечивают исключительно демократические институты выборов и референдумов (позволяющие каждому гражданину чувствовать себя частью государства), а единственным барьером на пути к их вырождению может и должно выступать развитое гражданское общество. Нормальный человек, если он не относится к категории быдла,  никогда не будет ощущать себя полноценным без свободы выбора политических, религиозных, этических убеждений и возможности их выражать и отстаивать. Можно спорить о том, насколько Россия пропитана азиатчиной, приводить в пример успешную экономику Китая, но история и география сделали свой выбор за нас, приведя самые веские аргументы. Россия была и остаётся частью Европы, её культуры со всеми своими особенностями евразийского характера. Поэтому демагогические рассуждения об особой «суверенной, управляемой  демократии» при сохранении формальной атрибутики правового государства, прикрывающие стремление нынешних носителей власти любой ценой не оторваться от бюджетного корыта,  тянут Россию вниз, способствуют нарастанию правового нигилизма, разрушительного для российской государственности и губительного для правосознания граждан.

Необходимо сменить нынешнюю стагнирующую политическую систему и вернуть в Россию истинное народовластие, существующее для того, чтобы честные, умные люди, способные сопереживать боли других людей, «лечить» эту боль благодаря своему профессионализму, тратя на это свое время и жизненную энергию, достойно  и эффективно представляли  интересы делегировавших им это право граждан. Только оно способно преодолеть катастрофический дефицит доверия народа к власти в собственном государстве.

О справедливости

Абсолютное равенство – утопия, противоречащая природе человека, беспощадным приговором для которой стала неудачная попытка её реализации  в СССР. Но вважнейшей, наиболее острой, проблемой для России по-прежнему остаётся растущий разрыв между богатством и бедностью. Унизительно низкий размер  зарплат и пенсий большинства в богатейшей сырьевой державе, приводящий к невозможности реализовать для значительной части граждан право на достойный уровень жизни, качественное медицинское обслуживание, образование, улучшение жилищных условий и т.д., становится вопросом национальной безопасности. Смягчение социального неравенства – условие нашего выживания в провинции. Создание среднего класса из большинства россиян – условие сохранения демократии. Попытки решения этой проблемы через ежегодные подачки в несколько сотен рублей могут привести страну либо к социальному взрыву, либо к установлению авторитаризма. Этого нельзя допустить. Требуется радикально, в разы увеличить все виды выплат гражданам за счет перераспределения сверхприбылей сырьевых отраслей и введения прогрессивной шкалы налогообложения. И это должны быть не демагогические завывания, а политическая воля, воплотившаяся в конкретные действия президента и правительства, поддержанные созданием мощной единой левоцентристской коалиции сторонников умеренных социальных реформ  вне зависимости от их партийной принадлежности. Заставить власть пойти на этот шаг может только возвращение народовластия.

О выборах и референдуме, митингах и общественных слушаниях, «электронной» демократии.

Я за реальную свободу политического выбора. Нарушения, связанные с использованием отказа в регистрации кандидатов как политического инструмента, с массовыми недопущениями наблюдателей и членов избирательных комиссий от оппозиционных партий на избирательные участки до их открытия для избирателей и последующим удалением под надуманными предлогами, с процедурой подсчёта голосов, с установленными фактами «подмены» итоговых протоколов на фоне нелепой «чуровской» арифметики в Ставропольском крае и по всей России  (на президентских выборах дополненные нереальным процентом избирателей якобы проголосовавших на дому) и т.д., позволяют мне утверждать, что выборы, проведенные  в 2011 года и 2012 годах, были нечестными и несвободными. Их итоги не вызывают доверия, а избранные на этих выборах органы власти федерального, регионального и местного уровня являются, по сути, нелегитимными на осуществление правотворческой деятельности. Безнаказанность фальсификаторов привела к тому, что на довыборах летом 2012 г. в Невинномысске на отдельных участках число «проголосовавших» за представителя ЕР приблизилось к 100%! Поэтому основными требованиями протестного движения, которые я поддерживаю, остаются: изменения избирательного законодательства (с возвращением графы «против всех», избирательного залога для независимых одномандатников, порога явки избирателей, двухтурового голосования по одномандатным округам, возможности блокирования политическим партиям, механизма влияния избирателей на расстановку мест в партийных списках);  проведение досрочных перевыборов органов власти и самоуправления; проведение прямых (без фильтров) выборов глав субъектов и муниципальных образований; привлечение к ответственности лиц, причастных к фальсификациям народного волеизъявления. Их реализация — это ключевые  условия легитимации власти в России и восстановления доверия к дискредитированному институту выборов, решению множества проблем, от которых сегодня страна просто «согнулась». Без доверия к власти бесполезно искать общенациональную идею, которая могла бы объединить россиян!

Всем заинтересованным в проведении честных выборов гражданам вне зависимости от партийной принадлежности необходимо объединить усилия для борьбы с фальсификациями, в том числе, в рамках гражданских проектов по контролю голосования («Гражданин наблюдатель», «Лига избирателей», «Голос», «СОНАР», «ДРАКОН», «Школа наблюдателей» и др.), привлекать избирателей к проверке списков, пытаться опротестовывать результаты выборов, прошедших с очевидными нарушениями,  через органы суда и прокуратуры как по отдельным избирательным участкам, так и на уровне муниципальных образований, субъекта федерации, страны в целом. Вода камень точит.
Никто, кроме нас самих, не защитит наши права и свободы!

Действующее федеральное и региональное законодательство о референдуме безжалостно «топит» эту высшую форму непосредственной демократии непомерно высокими требованиями к количеству необходимых для её проведения подписей, явки избирателей и проголосовавших за вопрос референдума. Поэтому за всю историю 20-го и 21-го века на территории г. Ставрополя проводился только два федеральных референдума. Результаты одного были проигнорированы, характер проведения второго (за принятие Конституции 1993 г.) вызывает недоумение. Поэтому изменение избирательного законодательства должно обязательно затронуть упрощение процедуры проведения референдумов на всех уровнях. Моя недавняя попытка в составе инициативной группы граждан добиться проведения в г. Ставрополе референдума по возвращению прямых выборов мэра ярко продемонстрировало нежелание городской Думы, прикрывающейся федеральным законодательством, предоставить такое право гражданам даже по действующим «драконовским» нормам.

В отношении митингов ситуация усугубляется законодательной политикой ГД РФ, фактически направленной на криминализацию цивилизованных форм протеста и радикализацию ситуации в обществе. Резко ужесточены наказания за нарушения закона о митингах, предусмотрены огромные штрафы за нарушения, перечень которых расширен и доведен до абсурда, что сводит на нет конституционное право граждан на мирные демонстрации. Конституционный суд отменил несколько наиболее одиозных положений принятого закона, но нарушенные права граждан должны быть восстановлены в полном объёме.

Возвращение территориального местного самоуправления, общественных слушаний также демонстрируют свою эффективность. Так общественности Ставрополя в марте 2013 года удалось предотвратить застройку Крепостной горы – уникального историко-культурного наследия нашего города.

Система «электронной» демократии» (которая сейчас развивается в стране и крае) должна быть направлена на то, чтобы приблизить граждан к осознанию возможности влиять на решения власти, затрагивающие их права. Не подменяя ни одно из многочисленных структурных подразделений исполнительной и законодательной власти, действующих на федеральном, краевом и муниципальном уровнях, голосования граждан и обсуждения в интернете призваны постоянно напоминать любому, принимающему властные решения, что его статус и его воля вторичны по отношению к воле и интересам граждан, от имени которых он выступает. И украденный или купленный им мандат народного доверия на фиктивных выборах ему не поможет ему заслониться от граждан.

О власти и оппозиции, партиях и партийности

Власть в России практически всегда существовала отдельно от человека из-за отсутствия развитого гражданского общества, способного её контролировать и с ней взаимодействовать. Политические партии, которые должны выступать  в роли станового хребта гражданского общества, развивались в России в относительно свободных условиях только с февраля по июль 1917 года (до первой попытки большевистского переворота) и с августа 1991 г. по октябрь 1993 г. (до насильственного роспуска Советов и расстрела из танков Белого дома). Всё остальное время, начиная с окончания гражданской войны, партийное строительство  было подконтрольно кремлёвским «кукловодам», а структуры исполнительной власти на местах, добросовестно обслуживая интересы очередной партии власти (КПСС-ДВР-НДР, на короткое время в нашем крае — «С.Р.», в настоящее время — «Е.Р.») рассчитывают остаться на своих тепленьких местечках при любых пертурбациях, несмотря на прямые нарушения избирательных прав граждан.

Последние годы искусственно поддерживаемая политическая система (в том числе, за счёт средств федерального бюджета), состоящая формально из 4-х партий, реально – из одной, по словам её нынешнего председателя, сказанных полтора года назад, «борзовеющей» «Единой России», себя полностью дискредитировала. Действия существующей «партии власти» и бездействие системной оппозиции, превратили  представительные и законодательные органы в никчемные декоративные отростки на теле исполнительной власти, а депутатский корпус в своём большинстве занят обслуживанием своего бизнеса или финансовых кланов, периодически демонстрируя требуемое от него равнодушное «мне всё равно» или холуйское «чего изволите».

Принцип партийной принадлежности не должен быть определяющим ни для избранного депутата, который должен быть готов к сотрудничеству со всеми своими коллегами в интересах страны, края, города, ни для назначенного чиновника, добросовестно, без казнокрадства и взяточничества исполняющего свои должностные обязанности. Но избиратель должен знать, за кого он голосует. Идеологическая безликость и всеядность правящей партии и некоторых партий «оппозиции», претендующих на всенародность, а на практике обслуживающих крупный капитал и политические интересы своих лидеров, лишает возможности избирателей осуществить реальный выбор, доступный для избирателей развитых стран, своим голосованием повлияв на вектор («влево», «вправо») политического и экономического развития страны.

Существующей в России политической клоунаде должен быть положен конец. Под действием страха перед народным возмущением декабря 2011 года власть пошла на уступки (упрощение регистрации политических партий, их кандидатов на выборах) не затрагивают наиболее существенные вопросы необходимой политической и партийной реформы и ставят своей целью придание власти мнимой легитимности. Напротив, все последующие шаги свидетельствуют о том, что власти намерены лишь создавать видимость либерализации, сохраняя и создавая новые преимущества для представителей власти и связанного с ней крупного бизнеса. Необходимо поставить все существующие партии (и реальные, и бутафорские) в максимально равные условия, разрешив им создание предвыборных блоков и проведя досрочные перевыборы нелигитимных органов власти. Только избиратель вправе определить  политическое будущее партии в зависимости от её идеологической «начинки», а не от её очередного «паровоза». Но чтобы у избирателя был такой выбор, оппозиции в целом (а несистемной – в особенности) необходимо объединиться как в 1991 году, отложив на время личностные амбиции и стратегические идеологические разногласия. Только это позволит сменить существующую систему, в которой ни у кого, кроме нынешних «кормчих», нет будущего.

Моё собственное политическое кредо  («свобода и справедливость») полностью совпадает с основным девизом  Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», членом которой я сейчас являюсь.